Анатолий Богатырёв: «Всегда оставаться первым!»

Анатолий Иванович Богатырёв

Среди астраханцев есть немало тех, кто своей работой на благо города и его жителей доказал свою готовность поделиться своими знаниями и мастерством, способствуя тем самым возрождению исторических и культурных традиций родного города.

Анатолий Иванович Богатырёв - один из старейших краеведов Астраханского края. Краевед, журналист, сказитель, даритель, общественный деятель, учитель - все вехи его биографии сплелись в одно целое в плавильной чаше края Астраханского. А иначе и не могло быть.

Родился Анатолий в 1936 году в семье из династии пограничников. Его дед Сергей Дмитриевич - служащий пограничной стражи - сгинул в первые недели Империалистической войны на западной границе. Отец, Иван Сергеевич, служил на заставе под Каменец-Подольском (Западная Украина) и чудом уговорил семью перед началом Великой Отечественной уехать к родне в Астрахань. Сам Иван Сергеевич отступал от границы, но бил фашистов, писал редко. Последняя весточка пришла в феврале 1942 года, но письмо не сохранилось, только фотография с надписью: «Ухожу на задание. Не знаю, вернусь или нет…». И больше никаких известий. Большая семья жила трудно, голодали, жили в землянке, в эвакуации, в Старой Полтавке (Волгоградская область). А после войны вернулись в Астрахань.

С чего началась творческая и журналистская деятельность нынешнего профессора печатного слова? Может, с того, как в шестом классе мужской школы №16, где учились «подранки» - дети войны, он стал редактором стенной газеты? А может, с того, как, окончив школу, он был принят в штат Астраханского драмтеатра, где сыграл роль Ленина? Даже в армии талант артиста Богатырёва блистал в театре при школе авиамехаников - сказались занятия в студии Дворца пионеров. Но всё же после срочной службы Анатолий Иванович поступил не в театральный, а в педагогический институт, сразу сдав экстерном экзамены за три года. Здесь и встретил свою будущую супругу, Алевтину Никитичну, с которой они прожили около 55 лет.

Большой путь юного педагога взял начало в Цветновской школе (ныне Володарский район), где он преподавал рисование, черчение, русский и немецкий языки, а позднее стал завучем. Но и здесь творческая жилка не давала ему покоя, и в этом рыбацком селе он впервые в области создал школьный кукольный театр, представления в котором проходили с неизбежным аншлагом в переполненном зале.

Мало кто знает, но в это же время его лиманский родственник Дмитрий Кантемиров изобрел агрегат для посадки арбузов, который в несколько раз повышал производительность труда, облегчая нелёгкий ручной труд колхозников. Умельцы устройство-то собрали и наладили. А вот для его узаконения необходимы были чертежи. Во время ночных послешкольных «бдений» тут и пригодились Анатолию Ивановичу навыки художника и чертёжника. Измерял, вычислял, вычерчивал и выдал «на-гора» чертежи и документы, которые отправили в столицу, в Министерство, где узаконили и запатентовали машину.

В далёком 1965 году А.И. Богатырёв решил посвятить себя тележурналистике и пришёл работать на недавно открытую Астраханскую студию телевидения. Он писал сюжеты и вместе со съёмочной группой побывал в таких местах области, где не ступала нога ни партийных, ни хозяйственных функционеров. При этом неизменно привозя и выдавая в эфир материалы о тружениках сельского хозяйства, рыбаках, строителях, учителях, героях Великой Отечественной и тружениках тыла.

В 1972 г. Богатырёва направляют на работу в милицию, где он создаёт первый в СССР (!) кино-пресс-центр и даже «выбивает» у самого министра МВД новейшую (по тем временам) аппаратуру. А вскоре при УВД Астраханской области появляется его новое детище - музей милиции. Деятельность Анатолия Ивановича и его творческие достижения отмечены наградами и премиями МВД, всесоюзных журналистских конкурсов и фестивалей.

Но зов души к газетному делу пересиливает, и после увольнения он становится настоящим проводником печатного слова. Пришлось ему поработать в областной газете «Волга». Возглавляемые им периодические издания «Горожанин», причём в один из важных периодов его становления, «За темпы и качество», «Знамя труда», «Максим», «Согласие», «Deutsche Astrachaner Rundschau» («Немецкое Астраханское обозрение») стали вехами не только в его судьбе, но и целого поколения, плеяды журналистов-учеников. Его газетные статьи во многом изначально посвящены краеведению, новым историческим открытиям в круговерти современной жизни советской и постсоветской эпох. Своими находками и уникальными архивными материалами он щедро делится с читателями. И хотя выпуск любого периодического издания - дело архитрудное, Анатолий Иванович всегда полон оптимизма и творческих сил. Он воспитал достойную плеяду учеников, первый в области выпустил цветную газету на офсете.

Рассказывают, что ещё в советское время он прибыл поздно вечером в редакцию возглавляемой им газеты, чтобы лично проконтролировать выход очередного номера с решениями партийного съезда. Когда он, вычитывая, дошёл до строчки «поЛЛитбюро постановило…», тираж издания был изъят, полностью пошёл под нож, набор рассыпан. И всё же утром выпуск, ещё пахнувший типографской краской, дошёл до читателя без всяких ошибок.

С Астраханским музеем-заповедником у него сложились самые дружеские отношения. В научной библиотеке бережно хранится теперь уже затёртый авторский экземпляр тогда ещё брошюрки «Астрахань: улицы, годы, судьбы», подаренный в 1999 г. Четырёхсерийный видеофильм «Твердь Астраханская» используется сотрудниками музея в качестве дополнительного материала к экскурсиям. А одна часть, посвящённая истории становления Астраханского кремля, демонстрируется в туристический сезон в башне «Красные ворота», вызывая неподдельный интерес у астраханской молодёжи и туристов.

Совсем недавно он передал в фонды музея историко-этнографический атлас, изданный в 1967 г. под эгидой Академии наук СССР. Его 75 карт содержат графические прорисовки с подробным описанием крестьянского жилища и одежды в России XIX - нач. XX веков. Анатолий Иванович Богатырёв снабдил своими заметками ряд страниц, относящихся к крестьянскому укладу Астраханской губернии, что во многом облегчает работу с изданием.

Анатолий Иванович является постоянным участником научно-практических конференций и межмузейных советов, у него есть планы по организации на базе музея встреч-лекториев по астраханскому краеведению.

Будучи председателем общественного Совета при Управлении Росреестра по Астраханской области, он не единожды проводил экскурсии по самой Астрахани, музеям, в том числе и музею Боевой славы, где рассказывал о становлении вооружённых сил, подвигах астраханцев в тылу и на фронте в военных кампаниях XVII-XX веков, о мужестве современников - участников боевых действий и локальных конфликтов.

И даже накануне своего 79-летия Анатолий Иванович плодотворно работает над третьей частью книги «Астрахань: улицы, годы, судьбы», которую планировалось издать ещё к 450-летию самой Каспийской столицы. Но, увы, пути господни неисповедимы… Причем, первая и вторая книги уже напечатаны в сигнальных экземплярах и ждут своего издателя.

Недавно Анатолий Иванович, как офицер запаса, вступил в ряды регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство». Здесь он по-прежнему занимается любимым делом - работой с молодёжью. Проводит экскурсии по старой Астрахани, передаёт накопленные крупицы исторических знаний о Каспийской столице, её тружениках и защитниках во все времена, начиная с периода становления самой Астрахани.

«Всегда оставаться первым!» - таков его жизненный девиз.

Владимир Бендт, ученик А.И. Богатырёва, член Астраханского отделения Союза журналистов России, военный корреспондент регионального отделения «Боевое братство», специально для информационного портала vdv30.ru